Элеватор ковшовый ШЛ 319 // Строительные материалы. 2002. №8.
Наиболее применяемой машиной для подъема сырья на значительную высоту является ковшовый элеватор, который занимает небольшую площадь и удобно вписывается в технологические линии.
Однако некоторые производственники относятся весьма настороженно к применению ковшовых элеваторов в силу имеющихся серьезных недостатков этого типа машин. Это в первую очередь возможность обрыва ковшовой ленты при длительной работе с большими нагрузками, увод ленты, износ ковшей и т.д., причем устранение обрыва ленты весьма трудоемко. Этому негативному отношению способствовал также тот факт, что на некоторых кирпичных заводах применяли нории, предназначенные для сельского хозяйства и никак не приспособленные для транспортировки тяжелой и вязкой глины.
В разработанном ковшовом элеваторе использован опыт эксплуатации и устранены недостатки прежних конструкций (рис.1).

Рис.1. Элеватор ковшовый ШЛ-319: 1 - головка, 2 - короб, 3 - башмак, 4 - дно подвижное, 5 - барабан ведомый, 6 - патрубок загрузочный съемный, 7 - ковшовая лента, 8 - тросик, 9 - успокоитель, 10 - привод, 11 - устройство натяжное.
В качестве привода 10 использован мотор-барабан, что позволило максимально уменьшить габариты элеватора по ширине и перенести натяжное устройство 11 из башмака 3 головку 1 для обеспечения подъема сырья практически с пола. Натяжное устройство 11 выполнено в виде двух ползунов с опорными фланцами, в которых закреплены цапфы мотор-барабана, и двух винтов для натяжения. Ковшовая лента 7 состоит из транспортерной ленты и ковшей, привернутых к ней специальными винтами. Между транспортерной лентой и ковшами вдоль всей ленты устанавливаются два стальных тросика 8, предохраняющие ковшовую ленту 7 от падения при обрыве и продляющие ее долговечность. Ковшовая лента 7 размещена в коробе 2, выполненном из отдельных герметичных секций с двумя аварийными люками для ремонтных работ, закрытых привертными крышками с резиновыми прокладками. В средней секции короба 2 установлены успокоители 9 для устранения раскачивания ков- шовой ленты 7 в поперечном направлении.
Подвижное дно 4 позволяет отрегулировать расстояние между днищем и окружностью, описываемой внешней кромкой ковшей, для обеспечения возможно большего коэффициента заполнения и устранения заклинивания материала. Для наблюдения за работой ковшовой ленты 7 выполнены смотровые люки в головке 1 и башмаке 3 элеватора. Дверки смотровых люков сблокированы с приводом элеватора так, что при их открывании обесточивается электродвигатель.
Элеватор оснащен устройством, автоматически реагирующим на изменение скорости вращения ведомого барабана 5 при слабом натяжении или обрыве ковшовой ленты 7, отключающим мотор-барабан и подающим сигнал на пульт управления. Ведомый барабан 5 снабжен остановом в корпусе буксы подшипникового узла в виде откидной собачки для предохранения от обратного движения ковшовой ленты 7 при обесточенном электродвигателе.
Производительность, м3/час |
до 14 |
Емкость ковша, л |
1,3 |
Количество ковшей, шт |
75 |
Шаг ковшей, мм |
300 |
Ширина ковшей, мм |
200 |
Ширина ленты, мм |
300 |
Скорость движения ковшей, м/с |
1 |
Высота подъема, м |
11 |
Привод - мотор-барабан МБ 325-425-4,0-1.0-У2-380 в Габаритные размеры, мм, не более: |
|
длина |
1500 |
ширина |
800 |
высота |
11950 |
Масса, кг, не более |
2000 |
Элеватор ШЛ-319 разработан для комплекса ШЛ-300, однако может быть использован и в других технологических линиях, так как замена съемного загрузочного патрубка 6 позволяет сочленять его с другими механизмами, а изменение количества секций короба 2 и длины ковшовой ленты 7 уменьшать или увеличивать высоту подъема.
Некоторые технические решения, описанные в статье, могут быть использованы производственниками для доработки имеющихся на предприятиях ковшовых элеваторов с целью повышения долговечности и надежности их работы.